| ||||||||
|
| |||||||
Внеурочная деятельностьОдним из главных условий обеспечения качества образования является повышение мотивации к предмету, чему значительно способствует привлечение детей к внеурочной деятельности по предмету. За последние 3 года количество детей, участвующих в олимпиадах, конкурсах, конференциях по информатике увеличилось:
Кружковая работа учителя информатики направлена на поддержание у учащихся интереса к использованию компьютера не только для игр и развлечений, но и для самостоятельной творческой деятельности с целью развития их интеллектуального уровня. Для этого широко используется метод проектов. Во время занятий компьютерного кружка проектная деятельность учащихся ведется в школе на протяжении 5 лет. Этим обосновывается и выбор моей методической темы «Проектная деятельность как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся в условиях учреждения образования с татарским языком обучения и воспитания». Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами, но при этом мои ученики используют знания и навыки, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий. Практически все проекты, над которыми работали за это время ученики – межпредметные:
Это накладывает дополнительные требования к общеобразовательной компетенции учителя информатики, а также ответственность за тематику и содержание проектных работ. В связи с этим были сформулированы следующие основные требования к проектам учащихся:
Проектная деятельность неразрывно связана с понятием – “творчество”. Творчество – это способность познавать и удивлять, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Оно является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и оценивается по социальной значимости и оригинальности. Творчество невозможно без самостоятельных действий и мышления. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения задачи. Творчество, как созидательная деятельность, характеризующаяся неповторимостью и оригинальностью, всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, а также развиваются способности личности. Творческая направленность и активность в деятельности создает реальные условия для развития творческих качеств личности, активизирует обучение, расширяет и углубляет собственно знания. В процессе работы часто возникают объективные и субъективные трудности, которые снижают интерес учеников к работе, это:
В качестве некоторых путей преодоления этих трудностей используются следующие виды работ:
Приведу примеры некоторых реализованных проектов.
В бумажном варианте газета “Гимназия хэбэрлэре” («Новости гимназии») выпускается с сентября 2002 года, в сентябре 2006 года появился первый номер газеты в электронном варианте. В газете публикуются новости нашего учебного заведения, информация о конкурсах, олимпиадах различного уровня, поздравления к праздникам и памятным датам, рассказы и стихи наших учеников. Компьютерная верстка и размещение выпусков газеты на сайте школы осуществляются учащимися под руководством учителя информатики и учителей татарского языка и литературы. Одни дети, участвующие в работе по созданию газеты, уходят из школы, но им на смену приходят другие, такие же увлеченные и талантливые. Проект не умирает, потому что в этой работе каждый находит себе дело по душе: ребята берут интервью, пишут стихи и статьи о своих увлечениях, рисуют эмблемы для рубрик газеты. Это долгосрочный групповой проект.
Курируют проект два учителя: цели и задачи ставятся учителем-предметником, а учитель информатики консультирует участников проекта по вопросам технологии создания презентации, сайта или программы. Основным преимуществом подготовленного таким образом материала для учителя является то, что учитель получает материал для проведения уроков в той форме, в которой он хочет сам, а не в той, которую предлагают ему разработчики приобретенных мультимедийных программ. Что касается учащихся, то они получают практические навыки создания программных продуктов, умения работать “под заказ”, самостоятельно добывать информацию и обрабатывать ее. Урок математики в 5 классе «Умножение десятичных дробей на натуральное число». Для проведения уроков татарской литературы в 10 классе было составлено электронное пособие «Занимательное путешествие в мир татарской литературы»
В нашей школе всегда были сильны традиции обучения детей работе с литературой, дополнительными источниками информации. Компьютер многократно расширяет возможности такой работы. Деятельность научного общества гимназии является одним из главных направлений работы учителей с одаренными детьми. Хотелось бы упомянуть такие замечательные проекты наших учеников, как
которые принесли заслуженные награды их разработчикам на конкурсах самого высокого уровня (Поволжском, республиканском, городском).
| ||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |