Сайт учителя информатики

МОУ "Татарская гиназия №1" Вахитовского района г. Казани РТ

Багаутдиновой Резеды Рашатовны

Внеурочная деятельность

Одним из главных условий обеспечения качества образования является повышение мотивации к предмету, чему значительно способствует привлечение детей к внеурочной деятельности по предмету. За последние 3 года количество детей, участвующих в олимпиадах, конкурсах, конференциях по информатике увеличилось:

Год

Количество детей

2005-2006

68

2006-2007

76

2007-2008

83

 

  Кружковая работа учителя информатики направлена на поддержание у учащихся интереса к использованию компьютера не только для игр и развлечений, но и для самостоятельной творческой деятельности с целью развития их интеллектуального уровня. Для этого широко используется метод проектов. Во время занятий компьютерного кружка проектная деятельность учащихся ведется в школе на протяжении 5 лет. Этим обосновывается и выбор моей методической темы «Проектная деятельность как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся в условиях учреждения образования с татарским языком обучения и воспитания».

 Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами, но при этом мои ученики используют знания и навыки, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Практически все проекты, над которыми работали за это время  ученики – межпредметные:

  1. Школьная электронная газета “Гимназия хэбэрлэре”

  2. Школьный образовательный портал

  3. Проекты для проведения интегрированных уроков, уроков компьютерной поддержки

  4. Проекты для научно-практических конференций, конкурсов по информационным технологиям

Это накладывает дополнительные требования к общеобразовательной компетенции учителя информатики, а также ответственность за тематику и содержание проектных работ. В связи с этим были сформулированы следующие основные требования к проектам учащихся: 

  1. Проект должен ставить разработку решения социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта должно начинаться с детального планирования всех действий разработчиков по разрешению проблемы.

  3. Работа над проектом обязательно должна иметь элементы исследовательской деятельности учащихся, то есть очень важным этапом проектной деятельности учеников является поиск необходимой информации, которая впоследствии будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы при защите своей работы.

  4. Обязательной должна быть результативность работы над проектом, то есть должен быть получен «продукт», который в общем виде представляет собой нечто, что разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  Проектная деятельность неразрывно связана с понятием – “творчество”. Творчество – это способность познавать и удивлять, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Оно является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и оценивается по социальной значимости и оригинальности. Творчество невозможно без самостоятельных действий и мышления.

  На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения задачи.

  Творчество, как созидательная деятельность, характеризующаяся неповторимостью и оригинальностью, всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, а также развиваются способности личности. Творческая направленность и активность в деятельности создает реальные условия для развития творческих качеств личности, активизирует обучение, расширяет и углубляет собственно знания.

  В процессе работы часто возникают объективные и субъективные трудности, которые снижают интерес учеников к работе, это:

  • несоответствие аппаратного и программного обеспечения требованиям работы над проектом;

  • нежелание учеников самостоятельно добывать информацию;

  • расхождение между завышенной самооценкой учащегося и объективной ценностью результатов работы над проектом;

  • при работе над проектом возникают трудности с творческой частью задания;

  • учащимся в основном больше нравится работать над практической частью, теоретическую часть оформляют единицы.

  В качестве некоторых путей преодоления этих трудностей  используются следующие виды работ:

  • самостоятельная работа учащихся  над проектом;

  • проведение индивидуальных консультаций;

  • проведение предварительной защиты проектов;

  • при распределении тем проектов непременно учитываются интеллектуальные  способности и знания учащихся.

  Приведу примеры некоторых реализованных проектов.   

1) Школьная газета.

      В бумажном варианте газета “Гимназия хэбэрлэре” («Новости гимназии») выпускается с сентября 2002 года, в сентябре 2006 года появился первый номер газеты в электронном варианте. В газете публикуются новости нашего учебного заведения, информация о конкурсах, олимпиадах различного уровня, поздравления к праздникам и памятным датам, рассказы и стихи наших учеников. Компьютерная верстка и размещение выпусков газеты на сайте школы осуществляются учащимися под руководством учителя информатики и учителей татарского языка и литературы. Одни дети, участвующие в работе по созданию газеты, уходят из школы, но им на смену приходят другие, такие же увлеченные и талантливые. Проект не умирает, потому что в этой работе каждый находит себе дело по душе: ребята берут интервью, пишут стихи и статьи о своих увлечениях, рисуют эмблемы для рубрик газеты.  Это долгосрочный групповой проект.

2) Проекты для проведения интегрированных уроков.

       Курируют проект два учителя: цели и задачи ставятся учителем-предметником, а учитель информатики консультирует участников проекта по вопросам технологии создания презентации, сайта или программы.

Основным преимуществом подготовленного таким образом материала для учителя является то, что учитель получает материал для проведения уроков в той форме, в которой он хочет сам, а не в той, которую предлагают ему разработчики приобретенных мультимедийных программ. Что касается учащихся, то они получают практические навыки создания программных продуктов, умения работать “под заказ”, самостоятельно добывать информацию и обрабатывать ее.

Урок математики в 5 классе «Умножение десятичных дробей на натуральное число».

Для проведения уроков татарской литературы в 10 классе было составлено электронное пособие «Занимательное путешествие в мир татарской литературы»

3) Проекты для участия в научно-практических конференциях учащихся и конкурсах по информационным технологиям.

       В нашей школе всегда были сильны традиции обучения детей работе с литературой, дополнительными источниками информации. Компьютер многократно расширяет возможности такой работы. Деятельность научного общества гимназии является одним из главных направлений работы учителей с одаренными детьми. Хотелось бы упомянуть такие замечательные проекты наших учеников, как

  • Виртуальный музей
  • Занимательное путешествие в мир татарской литературы
  • Творчество С. Сайдашева
  • Наши учителя
  • Моя семья – за здоровый образ жизни
  • С любовью и заботой (200-летию Казанского зооботсада посвящается…)
  • Путешествие по Ново-Татарской слободе

которые принесли заслуженные награды их разработчикам на конкурсах самого высокого уровня (Поволжском, республиканском, городском).

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".